ВЕНСКАЯ ПАРТИЯ (1. е4 е5 2. КсЗ) — дебют,
разработанный в XIX в. группой венских ш-стов во главе с Гампе (1814—76). Ходом
2. КсЗ белые берут под контроль важный пункт d5 и защищают пешку е4, чтобы затем
путем f2—f4 атаковать неприятельский центр и
вскрыть вертикаль «f». Однако
черные легко освобождают игру (обычно путем d7—d5), и поэтому В. п. сейчас редко
встречается на практике.
Основные системы:
2 ... Kf6 (считается
сильнейшим ответом) 3. f4 d5 4. fe (Стейниц часто играл 4. d3, на что хорошо 4 ... Ксб) 4 ... К:е4
5. Kf3 (и здесь
на ход Стейница 5. Фf3 хорошо 5 ...
Ксб) 5 ... Се7 6. d4 0—0 7. Cd3 f5 8. ef С:f6 9. 0—0 Ксб! — шансы сторон равны.
Хорошо и продолжение 6 ... СЬ4, указанное Константинопольским.
Меньше задач перед черными по сравнению с 3. f4 ставит 3. Сс4. После 3 ... К:е4 4.
Фh5 Kd6 5. Ф:е5+ Фе7 6. Ф:е7+ С:е7 у них
равные шансы. Вместо 5. Ф:е5+ возможно
гамбитное продолжение 5. СЬЗ, ведущее после 5 ... Ксб к острому варианту 6. Kb5 g6 7. Фf3 f5 8. Фd5 Фе7 9. К:с7+ Kpd8 10. К:а8 Ь6 и СЬ7 с сильной атакой
у черных за пожертвованное качество.
2 ... Кcб. Белые имеют
выбор между сравнительно спокойными продолжениями 3. Сс4 или 3. g3 и острым 3. f4.
После 3. f4 ef ход 4. d4 приводит к гамбиту Стейница. При
4. Kf3 g5 5. d4 возникает гамбит Пирса, 5. h4 — гамбит Гампе—Альгайера — в обоих
случаях с большими, но небезвыгодными для черных осложнениями.
2 ... Сс5 3. Kf3 d6 4. d4 ed 5. К:d4 Ксб 6. СеЗ К:d4 7. С:d4 С:d4 8. Ф:d4 Kf6 9. 0—0—0 с более свободной
позицией у белых.
|